Реклама – двигатель
чернухи
Совсем свежий пример: «Наши» на Селигере
устроили публичное позорище «Ненашим» – правозащитникам, оппозиционерам и просто
непонравившимся им известным личностям (http://www.civitas.ru/opentext.php?code=1509
). Они снабдили их чучела фашистским облачением и после шабаша сожгли. Можно эту
акцию расценивать, как игры шаловливых деток, если бы это были дети. Можно – как
хорошо спланированную операцию по наступлению фашистской идеологии на нас. Можно
– как рекламу предстоящей большой политической кампании, так как за ними,
конечно же, стоят значительные политические силы. Как рекламу – это уж точно:
«Вот, мол, какие мы бесстрашные, наглые, презирающие нравственность, мораль и
права человека, призывающие делать, как мы, собрать ручейки в реки!».
Мы знаем исторические примеры, когда толпы
возбуждённых людей, подогреваемые призывами лидеров, совершали революции и
перевороты, погромы и подвиги.
Стихи, прозу читают люди. Программы телевидения
и видео смотрят и слушают люди. Радио они тоже слушают, как и аудио-диски.
Публично люди посещают массовые зрелища, демонстрации, митинги, общественные
мероприятия разных других направлений. Короче – люди потребляют информацию и
преобразовывают её в действия, часто неадекватные полученному смыслу.
Речь сегодня идёт о законе влияния информации,
публичных воздействий на сознание человека, в частности, на его выбор вариантов
своей жизни после этого влияния. Спящий народ может проснуться, и тогда
понадобится лидер: «Настоящих буйных мало, вот и нету вожаков». Кажется, буйные
появились и объявились.
Закон влияния гласит:
действие информации в виде публичных воздействий, в частности, на сознание
отдельного человека увеличивается в геометрической прогрессии от количества
зрителей, слушателей – потребителей информации. Независимо от источника
информации и от среды её распространения.
Закон влияния имеет дополнение: информация
независимо от её модальности – негативной, положительной, доброй или злой – в
сознании человека с низким личностным критерием мгновенно превращается в рекламу
конкретного действия. И человек действуют, часто просто не задумываясь о
последствиях: ведь так поступают в телевизоре, газете, песне и прочее.
В психологии известен закон инверсии:
утверждения с предлогом «не» воспринимаются сознанием человека, как реклама и
установка к действию без этого предлога.
Все, кто так или иначе связан с изготовлением
рекламы, клипов, кино и телепередач, писатели и поэты, журналисты и политики
прекрасно знают об этой особенности человеческого сознания. И, тем не мене,
когда упрекают какого-нибудь сценариста или режиссера в показе и пропаганде
чернухи без кавычек, слышат одно и то же: «Пусть об этом знают все. Нечего
прятать голову в песок, как страусы». Сегодня извращённое искусство превознесено
на пьедестал всеобщей свободы от нравственного критерия.
Чернуха стала рекламой прогресса. Но прогресса
куда?
Получается, что у нас ни культура, ни искусство,
ни СМИ, ни власть, ни политика не формируют в жизненном пространстве ограничения
для чернухи. Наоборот, всеми элитами культивируется низкий жизненный критерий
агрессии и выгоды. Первые ростки подобного сева уже, как видим, проявились.
Молодые люди не чувствуют свою нужность народу, стране. Большинство не находят
себе работу, и потому некоторые из них ударяются в маргинальность. Страна
захлёбывается в разврате, агрессии, ненависти, льющихся пропагандистскими
рекламными роликами, фильмами с экранов, из книг, со всех сторон жизни. Стоит ли
тогда удивляться дьявольщине, устраиваемой молодыми лидерами? Куда только они
поведут нас?
01.08.10.
|